Маркетплейсы: игнорировать, бороться или примыкать?

LasleyChao

Команда форума

LasleyChao

  • 4 Апр 2019
  • 1,914
  • 14,954
Хелоу!

Рано или поздно это происходит практически с каждым предпринимателем, успешно торгующим в интернете. Особенно, если его компания состоит чуть больше, чем из десяти сотрудников. На плечо садится бизнес-ангел, отвечающий за выручку, и шепчет ключевое слово: «Мар-кет-плейс».
Тут есть три варианта, как у Энакина Скайуокера: примкнуть, бороться или возглавить.


Примкнуть

Присоединиться частично или полностью, оставив или отложив мечты развивать свой сайт/приложение.
Тут главное, согласно основному правилу инвестора, не складывать все яйца в одну корзину. То есть не сливать все товарные остатки в один маркетплейс. Также развивать продажи через собственный сайт, соцсети, мессенджеры.

Почему выгодно работать с маркетплейсами, более менее понятно:
  • готовый рынок сбыта;
  • не нужно инвестировать в маркетинг (но не все так просто);
  • налаженная логистика, платежная система, система возвратов и рекламаций;
  • возможность быстро начать продажи и понять спрос.
Однако практически у каждого пункта есть контрапункт, который не виден, пока не начнешь работу:
  • маркетплейс просит довольно большой процент наценки за свои услуги, обязывая сохранять низкие цены, а, значит, комиссия идет из выручки магазина;
  • маркетплейс обязывает участвовать в акциях и распродажах, еще снижая наценку продавца;
  • нет продвижения собственного бренда как продавца, бизнес становится заложником источника заказов.
Фактически всегда есть возможность просто торговать в ноль, покрыв прямые затраты.
Как в анекдоте: прибыль еще не считал, но обороты бешеные.
Если продавец является производителем, то это еще куда ни шло — покупатель получает товар в вашей упаковке, может запомнить бренд и название изделия.
Если же вы просто ООО или ИП, зарабатывающее на перепродаже, то вы ноунейм, который никак не распознается потребителем.
Кроме того, есть ряд технических и маркетинговых пунктов, которые являются ключевыми шагами на пути к свободным продажам в e-commerce:
  1. Компании нужен ритейл-менеджер: человек со знаниями продаж и маркетинга, который использует рекламные возможности системы и занимается повышением продаж на маркетплейсах.
  2. Нужен подрядчик: человек или агентство, работающий с товарным контентом. Описания, характеристики товаров, фото, фото 360°, видео, отзывы, оценки и все остальное, что можно агрегировать в карточке товара. В хорошем сценарии эти данные должны быть обновляемыми и синхронизируемыми с другими маркетплейсами. Если вы торгуете по-крупному, вам понадобится сервис или система управления товарным контентом. Некоторые маркетплейсы предоставляют эти услуги за дополнительную плату.
  3. Для интеграции с маркетплейсом все равно не удастся обойтись без разработчиков (особенно, если нужно автоматически загружать информацию о продажах в CRM- и ERP-системы).
  4. Если количество SKU (от англ. stock keeping unit — уникальный идентификатор товара) от тысячи и больше, то будет нужен аналитик с базовыми навыками data science: анализировать динамику продаж, товары, цены и условия конкурентов, изучать спрос, собирать это все в рекомендации по изменению собственного ассортимента.

Бороться

В этом случае магазин полностью отрицает маркетплейсы как канал сбыта («не хочу работать на дядю»), привлекает клиентов и отгружает товары своими силами, как результат развивая собственный бренд.
В награду бизнес получает лояльных потребителей, которые, имея потребность, отправляются не в поиск «Яндекса» или «Гугла», а в конкретный магазин.
Тех, кто не будет перед каждой покупкой сравнивать цены или простит мелкие косяки с сервисом.
У политики отрицания есть один большой минус — весь тот качественный трафик, которым обладают маркетплейсы, пройдет мимо вас. И даже хуже — придется конкурировать с ними за этих покупателей, а маркетинговые бюджеты маркетплейсов очень серьезные.

У кого есть шанс выстоять против маркетплейсов:
  • у удобных сайтов и приложений — если продукт быстрее и приятнее в использовании, чем маркетплейс, пользователь отдаст ему предпочтение;
  • у компаний с высоким качеством клиентского сервиса — большинство маркетплейсов не могут похвастаться быстрым и благоприятным решением вопросов клиента;
  • у производителей и крупных продавцов одной-двух категорий товаров — они могут обеспечить широкий ассортимент в этих категориях. Например, производители сантехнической арматуры, в каталогах которых тысячи фитингов, трубок, прокладок, шлангов и прочих товаров, и каждый представлен десятком брендов. Они выкупают большие объемы у производителей за живые деньги (а не под реализацию) и имеют долгосрочные контракты, за счет чего могут предложить низкую цену;
  • в категориях крупногабаритных товаров со средним и высоким чеком — крупная бытовая техника, мебель, шины и автомобильные диски, запчасти и т.д.;
  • в категориях, где нужна длительная экспертная консультация, — маркетплейс не может ее оказать;
  • b2b, алкоголь и табак, любые товары, для покупки которых нужно разрешение/лицензия (товары для охоты) или рецепт (лекарства).

Возглавить

Плох тот интернет-магазин, который не хочет сам стать маркетплейсом. Опытный предприниматель начинает задумываться: «А оно мне надо: “морозить” деньги в товаре, оплачивать логистику, держать розницу и воевать с производством?
У меня есть трафик и знание рынка, я могу стать информационной площадкой, привлечь вчерашних конкурентов, диктовать цены и получать больше прибыли.
К тому же недавно Минпромторг вообще заявил о возможной поддержке российских маркетплейсов. Чего бы не попробовать?»
В переходе от модели собственного интернет-магазина к маркетплейсу есть большой список плюсов и минусов.

Плюсы:
  • расширение ассортимента, а это значит, можно кратно увеличить трафик за счет SEO, контекстной и таргетированной рекламы по дополнительным ключевым словам и аудиториям;
  • можно выгоднее продавать свой товар, чем товар партнеров;
  • есть понимание цен и ассортимента конкурентов;
  • можно зарабатывать на предоставлении услуг маркетинга, логистики и поставке трафика;
  • легче развивать бренд магазина, в первую очередь за счет расширения брендов и категорий: можно выбрать категории, в которых конкуренция ниже, и избрать ее точкой входа в кошелек потребителя.
Минусы (в основном в ресурсной плоскости):
  • нужно намного больше ресурсов в разработку;
  • намного больше инвестиций в маркетинг;
  • обработка рекламаций и отзывов ложится на маркетплейс как на посредника;
  • нельзя самому разместиться в маркетплейсе.
Модель трансформации в маркетплейс не такая уж и несбыточная. Это только на первый взгляд у нас в стране маркетплейсов по пальцам рук перечесть, на самом деле их сотни.
Помимо гиперсторов, где есть все — от карандаша до Audi e-tron, успешно работают еще и узкоспециализированные маркетплейсы: в мебельной тематике, DIY, автозапчастях, электронике, страховых продуктах, продуктах питания и т.д.
В основе этих маркетплейсов — в первую очередь прекрасное знание рынка топ-менеджментом компании, отлаженные процессы и хорошая техническая база.
Трансформируясь в маркетплейс, продавец перестает быть классическим продавцом. Он переходит от бизнес-модели посредника к модели сервиса (everything as a service).
И теперь основная задача компании в том, чтобы предоставить сервис для двух категорий клиентов: продавцов и покупателей.

Как видите, универсального решения так и не нашлось
— оно будет напрямую зависеть от конкретной компании: категории, ассортимента, контрактов с поставщиками, наличием или отсутствием клиентского сервиса, технической базой.
Также от амбиций: возможности привлечь инвестиции, желания и ресурсов для трансформации, готовности топ-менеджмента.

Одно можно сказать точно: решение относительно маркетплейсов уже должно быть принято. Еще вчера.


ИЗИ
 

Anonim7375

Новорег

Anonim7375

  • 23 Авг 2021
  • 142
  • 53
Маркетплейсы дают неплохие возможности , и те кто пользуется этими возможностями ,хорошо живут
 

Андрей78

Новорег

Андрей78

  • 14 Ноя 2020
  • 69
  • 0
Ну маркетплейст даже при бабках на рекламу мне кажется вывести очень трудно будет во что-то грандиозное . Wildberries и Ozon будут душить , если ориентироваться на Китай , но опять же вчерашний день уже . Универсального пути нет , правильно сказано , но если крутится постоянно в теме , то может пойдет тема
 

Shade063

Легенда

Shade063

  • 17 Янв 2021
  • 744
  • 416
Трудноват конечно выбор.
Точно сказано:- универсального решения нету🤷
 

Ses

Новорег

Ses

  • 10 Июн 2021
  • 251
  • 39
Мне кажется маркетплейсы задушат в итоге весь бизнес, где нету специфики продаж. Так как народ ленивый + поиск на слуху +сумасшедшие объёмы на рекламу.
 

foster666

Легенда

foster666

  • 4 Май 2019
  • 270
  • 59
Мне кажется маркетплейсы задушат в итоге весь бизнес, где нету специфики продаж. Так как народ ленивый * поиск на слуху +сумасшедшие объёмы на рекламу.
Учитывая то, как начинает хаметь валбериз (брать комиссию за визу и мастеркард и 50 р. за возврат) то от них многие отвернутся
 

Ses

Новорег

Ses

  • 10 Июн 2021
  • 251
  • 39
Учитывая то, как начинает хаметь валбериз (брать комиссию за визу и мастеркард и 50 р. за возврат) то от них многие отвернутся
Ну зато гарантии от громкого бренда и все дела. Но черти конечно, те ещё!
 

Ads

Новорег

Ads

  • 31 Авг 2021
  • 10
  • 0
Для МП оборотка нужна хорошая. Я пока по дропу пытаюсь работать, но МП на будущее держу.
 

Spane

Новорег

Spane

  • 11 Апр 2020
  • 98
  • 16
Вб вообще охерели в край, комиссия да, так ещё и сроки доставок увеличились в разы. А в такой деревне как у меня, весь город через него живет
 

AlexAndronich

Бывалый

AlexAndronich

  • 2 Июн 2021
  • 122
  • 95
Wildberries верно тут говорят охренел в край, могут потерять партию товара, а потом скажут, что Вы сами ее и потеряли, хотя это на их ответственности, либо будут искать неимоверно долго на этих ебанных складах. Также да, поставили комиссию на visa и mastercard. По поводу вайлдберриз да, они охреневают, также как я знаю у них огромная текучка кадров. Обычно текучка кадров происходит из-за галимых условий труда или же невнятной политики и невнятных задач руководства, здесь же и то и то. По ВБ скажу так: если появляется хайповый товар, который кто-то начнет продавать и у него будет куча продаж - то это ненадолго. Вайлдберриз подхватит одними из первых этот товар и начнет продавать сама, а Вы со своим товаром останетесь в жопе, так как условия игры ставят лишь они и они будут решать на первой позиции в поиске Вы будете или же Вас закинут куда-нибудь на сотую страницу на маркетплейсе по всем ключевикам.
 

crd44

Новорег

crd44

  • 7 Фев 2021
  • 23
  • 7
ВБ монополист у себя на маркете, любой товар который стрельнет, сразу душат и продают сами. У них целый отдел занимается оценкой этих товаров и продавцов.

Поэтому тут работает старая добркя пословица - лучше синица в руках, чем ЧС на вб.
 

P4EJLA

Бывалый

P4EJLA

  • 28 Янв 2020
  • 262
  • 35
Свой интернет магазин сейчас очень трудно раскрутить, если, конечно, не так много денег, но зато раскрученная площадка приносит большую прибыль, да и можно всё под свои хотелки подстроить
 

Ti Mur

Бывалый

Ti Mur

  • 8 Ноя 2019
  • 363
  • 17
Сейчас очень популярен ВБ, посмотрим получится ли поработать
 

Corsair

Бывалый

Corsair

  • 4 Апр 2019
  • 11
  • 14
Пока на WB уверенно можно заходить. Жителям Москва-Сити с учётом ассортимента всякой всячины на ТК Садовод - вполне возможно. Реализовать можно с минимальными вложениями. Просто работать надо.

Если же вы, как и я, являетесь обитателем бескрайних просторов Мордора - рекомендую воспользоваться услугами фулфилментов. Мин. вложения будут немного больше + надо удалённо проверять поставщиков на вшивость, так как лично убедиться в хорошем качестве товара далеко не всегда представится возможность.

Если вдруг надумали взяться за это дело, то вот вам несколько сервисов в помощь:
1) Huntersalesbot - Бот в телеге, который даёт анализ ежемесячного оборота определенного товара на WB (Вставляете в него ссылку на товар)
2) Online Patent - позволяет проверить товарный знак на наличие патента или же запатентовать свой бренд
3) WB-PROMO - балуемся с клавишами, ищем тренды. Ну и оборотку показывает, куда ж без неё
 

PempAsket

Новорег

PempAsket

  • 14 Дек 2021
  • 9
  • 0
Пока на WB уверенно можно заходить. Жителям Москва-Сити с учётом ассортимента всякой всячины на ТК Садовод - вполне возможно. Реализовать можно с минимальными вложениями. Просто работать надо.

Если же вы, как и я, являетесь обитателем бескрайних просторов Мордора - рекомендую воспользоваться услугами фулфилментов. Мин. вложения будут немного больше + надо удалённо проверять поставщиков на вшивость, так как лично убедиться в хорошем качестве товара далеко не всегда представится возможность.

Если вдруг надумали взяться за это дело, то вот вам несколько сервисов в помощь:
1) Huntersalesbot - Бот в телеге, который даёт анализ ежемесячного оборота определенного товара на WB (Вставляете в него ссылку на товар)
2) Online Patent - позволяет проверить товарный знак на наличие патента или же запатентовать свой бренд
3) WB-PROMO - балуемся с клавишами, ищем тренды. Ну и оборотку показывает, куда ж без неё
Уже четвёртый год работяги на садоводе закупы делают для вб)
 
Помощь Пользователи
Написать за помощью можно 👉 СЮДА

Вы не присоединились ни к одной комнате.

    Вы не присоединились ни к одной комнате.
    Сверху